33a504c8

Кнари Владимир - Взгляд Чужими Глазами



Владимир Кнари
Взгляд чужими глазами
(о сборнике "Дип-склероз")
Hаверное, практически каждый человек, который может гордо назвать
себя читателем, хоть раз в жизни, но дописывал, придумывал дальнейшую
судьбу полюбившихся ему героев. Пускай не на бумаге, но в мыслях - это
уж наверняка!
Hу а те продолжения, что всё же были записаны, чаще всего пылились в
столе. Возможно, раз или два были прочитаны самыми близкими друзьями,
из вежливости похвалены, а затем всё же погребены далеко-далеко.
Появление компьютерных сетей резко изменило ситуацию. Пока Internet
оставался роскошью, более дешёвые сети (например, FidoNet) уже вовсю
шагали по миру. И это сближение людей, в реальности живущих чёрт знает
в скольких километрах друг от друга, привело к резкому всплеску
"самодеятельной" литературы.
Знаю по себе: написанное в первый раз очень хочется дать прочесть
своим близким, но так же и боишься этого. Ведь именно их мнение для
тебя важнее всего. А вот мнение многих и многих незнакомых также
интересно, но им ты можешь давать читать без всякой боязни, ведь они
не знают тебя, а ты - их.
Вот и понеслись килотонны электронной литературы от компьютера к
компьютеру, а затем и в Internet каждый постарался обзавестись
собственной страницей.
Конечно, не всё это творчество было продолжательством. Отнюдь. Hо и
эта ниша не осталась незаполненной. Hе буду здесь останавливаться на
том, хорошо или плохо продолжать чужое. Опыт издания трёх сборников
"Время учеников" в серии "Миры братьев Стругацких" показывает, что всё
зависит от конкретного автора и его произведения.
В Америке такой жанр "новых приключений старых героев" известен уже
довольно давно. Чего стоит только огромаднейшая сага о Конане-варваре!
После Говарда про киммерийца писали не только малоизвестные авторы, но
и признанные мастера не гнушались поучаствовать в этом массовом
забеге.
А вот у нас этот жанр, кроме упомянутых выше "Учеников", практически
и не был представлен в массовой печатной продукции. Отечественных
продолжателей зарубежных авторов (типа Сергея Сухинова - "соавтора"
Эдмонда Гамильтона) я здесь не рассматриваю, это неинтересно для меня.
Я говорю именно о наших продолжениях наших же произведений.
В недрах Сети такие фанфики (от английского "fan fiction"), конечно
же, появлялись, но на бумаге - нет.
Hаверное, тому есть причина. Чтобы продолжение чужого произведения
заинтересовало читателя, в первую очередь должно заинтересовать само
это произведение. Причём не просто заинтересовать, оно должно стать
чуть ли не культовым! А в век высоких технологий таким могла стать
только книга о самой сети и о её жителях, сетевиках.
И потому совершенно логично, что первый сборник фанфиков, вышедший у
нас, содержит произведения, сюжетно связанные с романами "Лабиринт
отражений" и "Фальшивые зеркала" Сергея Лукьяненко.
Конечно, можно поспорить, являются ли эти романы культовыми, но уже
одно то, что они привлекли внимание сетевой общественности и в
какой-то момент были названы этим громким словом "культовый", говорит
очень о многом.
Мир Глубины, созданный Сергеем, оказался настолько близок многим
читателям, настолько похожим на реалии нашей жизни, что просто не мог
не полюбиться.
И вот наконец я подбираюсь к самому главному, к тому, ради чего и
затеял всю эту писанину. К самому сборнику "Дип-склероз".
Сборник предваряет микро-предисловие самого Сергея Лукьяненко. Hо,
честно говоря, оно совершенно никакое. И автор сам в этом признаётся.
Так зачем было его п